«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ГЕОАРХЕОЛОГИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. АНТРОПОЛОГИЯ»
«BULLETIN OF THE IRKUTSK STATE UNIVERSITY. GEOARCHAEOLOGY, ETHNOLOGY, AND ANTHROPOLOGY SERIES»
ISSN 2227-2380 (Print)

Список выпусков > Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2018. Том 26

Обхойский ритуальный комплекс на р. Куленге (Верхняя Лена)

Автор(ы)
А. М. Кузнецов, Д. Н. Молчанов
Аннотация

Рассмотрен функционирующий ритуальный комплекс, состоящий из ритуального столба (сэргэ) и ритуальной поляны, который был обнаружен в сентябре 2018 г. в районе деревни Обхой Белоусовского сельского поселения Качугского района Иркутской области в ходе археологических работ по исследованию Обхойского могильника. Он отнесен к традиционной культуре бурятского этноса. Вкупе с могильником комплекс формирует единое двухкомпонентное сакральное пространство в прилегающем ландшафте. Дается информация о данном комплексе, краткий этнографический и топонимический обзор. Предпринята попытка рассмотрения пространства в рамках единого сакрального ландшафта, куда кроме ритуального комплекса и могильника вписана река.

Об авторах

Кузнецов Алексей Михайлович, инженер-исследователь, Иркутский государственный университет; 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: golos_siberia@list.ru 

Молчанов Дмитрий Николаевич, инженер-исследователь, Иркутский государственный университет; 664003, Россия, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1, e-mail: dmi_molchanov@mail.ru

Ссылка для цитирования

Кузнецов А. М., Молчанов Д. Н. Обхойский ритуальный комплекс на р. Куленге (Верхняя Лена) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. 2018. Т. 26. С. 134–145. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2018.26.134

Ключевые слова
верхоленские буряты, эхириты, шаманизм, духовная культура, сакральное пространство, сакральный ландшафт, ритуальный комплекс, могильник
УДК
903.5(571.53)
DOI
https://doi.org/10.26516/2227-2380.2018.26.134
Литература

АдаевВ.Н. Сакрализация пространства как текущий процесс в культуре юганских хантов-переселенцев // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер. История, филология. 2012. Т. 12. Вып. 7: Археология и этнография. С. 296–301.

Администрация сельского Белоусовского поселения [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: http://beloysovo.3dn.ru/ (дата обращения: 12.10.2018).

АнисимовН.П. Секияз-Тамак: предопределенность сакрализации ландшафтов // Время. Ландшафт. Культура. Материалы научно-практического семинара «Этнокультурная география и семиотика географического пространства». СПб. : Астерион, 2011. Вып. 2. С. 45–48.

Ачитаева Е. А. Ландшафт как элемент «Культурного пространства» в системе сакрализации пространства в традиционном обществе (на примере хакасского этноса) // Гуманит. исслед. в Вост. Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 1(21). С. 9–13.

БабуеваВ.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан-Удэ : Центр сохранения и развития культурного наследия Бурятии, 2004. 228 с.

Буряты / отв. ред.: Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская. М. : Наука, 2004. 663 с.

Вампилов В. Шаманизм // Наука и религия. 1962. № 7. С. 18–22.

ВединЮ.А., М. Е. Кулешова. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия // Изв. АН. Сер. геогр. 2001. № 1. С. 7–14.

Воловик В. Н. Категории сакрального ландшафта // Геогр. вестн. 2013. № 4 (27). С. 26–34.

ГурулевС.А. Географические названия Иркутской области. Топонимический словарь. Иркутск : Изд-во Ин-та географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, 2015. 575 с.

Дашилхамаев Д. М. Оленные и сторожевые камни Забайкалья // Гуманит. вектор. Сер. История, политология. 2012. № 2. С. 60–68.

Дьяконова С. А. Сэргэ как памятник архитектуры и искусства народа Саха // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2016. № 37-1. С. 86–93.

ЕрмаковаЕ.Е. Сакральный ландшафт Тюменской области: типология и механизмы конструирования // Экология древних и традиционных обществ : материалы V междунар. науч. конф., Тюмень, 7–11 ноября 2016 г. Тюмень, 2016. Т. 5 (2). С. 218–221.

Зеленин Д. К. Идеология сибирского шаманизма // Изв. АН СССР, отд. обществ. наук. 1935. № 8. С. 709–743.

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. по Иркутской области. Статистический бюллетень // Федеральная служба государственной статистики по Иркутской области. 2012. URL: https://www.webcitation.org/6GwsdPcwE?url=http://195.46.100.221/vpn2010/DocLib/totals-vpn2010-2.pdf/ (Архивировано) (дата обращения: 12.10.2018).

КуперДж. Энциклопедия символов. М. : Золотой Век, 1995. 401 с.

МорозА.Б. «Святые» и «страшные» места. Создание сакрального пространства в традиционной культуре // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств : сб. ст. М. : Индрик, 2009. С. 259–269.

НанзатовБ.З. Верхоленские буряты в XIX веке: этнический состав и расселение // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология. 2016. Т. 16. С. 103–124.

Обряды в традиционной культуре бурят / Д.Б.Батоева, Г.Р.Галданова, Д.А. Николаева, Т.Д. Скрынникова. М. : Вост. лит., 2002. 222 с.

ОкладниковА.П. Исследования на Лене и на Байкале // Археологические открытия 1971 года. М. : Наука, 1972. С. 277–278.

ОкладниковА.П. История и культура Бурятии. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1976. 460 с.

ПетриБ.Э. Внутри-родовые отношения у северных бурят. Иркутск : Гублит, 1925. 72 с.

ПетриБ.Э. Старая вера бурятского народа. Иркутск : Власть труда, 1928. 80 с.

СодномпиловаМ.М. Образы севера в представлениях бурят: контаминации мифологического и реального // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Геоархеология. Этнология. Антропология. 2017. Т. 20. С. 120–135.

Стручкова А. В. Скифо-хуннский компонент в погребальном обряде тюркоязычных народов Сибири // Вестн. СВФУ. 2015. № 2. С. 61–65.

ТуровМ.Г. Хозяйство эвенков таежной зоны Средней Сибири в конце XIX–начале XX в. (принципы освоения угодий). Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1990. 176 с.

Шутова Н. И. Сакральное пространство народов Камско-Вятского региона: основные итоги, подходы и методы изучения // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. № 2. С. 133–149.


Полная версия (русская)