«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ГЕОАРХЕОЛОГИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. АНТРОПОЛОГИЯ»
«BULLETIN OF THE IRKUTSK STATE UNIVERSITY. GEOARCHAEOLOGY, ETHNOLOGY, AND ANTHROPOLOGY SERIES»
ISSN 2227-2380 (Print)

Список выпусков > Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2019. Том 27

Традиционные этнокультурные сообщества в этнографическом кино: «Тунгусы» Елизаветы Свиловой

Полная версия (русская)

Автор(ы)
И. А. Головнёв
Аннотация

Вводится в научный оборот информация об этнографическом фильме «Тунгусы» (1927) режиссера Е. И. Свиловой – многослойном визуально-антропологическом документе, основанном на архивных и печатных материалах. В задачи работы входит рассмотрение особенностей киноповествования об эволюции этнического сообщества тунгусов Восточной Сибири в период культурных и экономических преобразований в СССР в середине 1920-х гг., созданного в упомянутом фильме, в контексте специфики советского кинопроизводства и в связи с параллельными процессами в государственной национально-культурной политике и в этнографической науке.

Об авторах

Головнев Иван Андреевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 3, e-mail: golovnev.ivan@gmail.com

Ссылка для цитирования

Головнёв И. А. Традиционные этнокультурные сообщества в этнографическом кино: «Тунгусы» Елизаветы Свиловой // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. 2019. Т. 27. С. 86–96. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2019.27.86

Ключевые слова
этнографическое кино, визуальная антропология, Е. И. Свилова, тунгусы
УДК
39+77
DOI
https://doi.org/10.26516/2227-2380.2019.27.86
Литература

Александров Е. В. Предыстория визуальной антропологии: первая половина ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2014. № 4. С. 127–140.

Василевич Г. М. На Нижней Тунгуске // Северная Азия. 1926. № 5–6. С. 150–157.

Василевич Г. М. Эвенки. Историко-этнографические очерки. Л. : ИЭ АН СССР, 1969. 305 с.

Василевич Г. М., Левин М. Г. Типы оленеводства и их происхождение // Советская этнография. 1951. № 1. С. 76–77. 

Вертов Д. Из наследия. Т. 1. М. : Эйзенштейн-центр, 2004. 536 с.

Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. М. : Искусство, 1966. 320 с.

Головнев А. В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. М., 2011. № 1 (1). С. 83–91.

Головнев И. А. Феномен советского этнографического кино (творчество А.А. Литвинова). М. : ИЭА РАН, 2018. 216 с.

Дзига Вертов в воспоминаниях современников / сост. Е. И. Вертова-Свилова, А. Л. Виноградова, ред. И. Я. Вайсфельд. М. : Искусство, 1976. 278 с.

Терской А. Н. Этнографическая фильма. М. : Теакинопечать, 1930. 187 c.

Тишков В. А. Российский народ. М. : Просвещение, 2010. 192 с.

Шнейдеров В. А. Советский экран и народы Севера // Осуществление ленинской национальной политики у народов Крайнего Севера / отв. ред. И. С. Гурвич. М. : Наука, 1971. C. 188–199.

Kaganovsky L. “Film Editing as Women’s Work: Еsfir Shub, Elizaveta Svilova, and the Culture of Soviet Montage” // Apparatus. Film, Media and Digital Cultures in Central and Eastern Europe. 2018. N 6. P. 21–41.

Pearlman K., MacKay J., Sutton J. Creative Editing: Svilova and Vertov’s Distributed Cognition // Apparatus. Film, Media and Digital Cultures in Central and Eastern Europe. 2018. N 6. P. 42–62.

Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. New York : I. B. Tauris, 2017. 299 p.

Tsivian Y. Lines of Resistance: Dziga Vertov and the Twenties. Pordenone: Le Giornate del CinemaMutoб 2004. 408 p.