«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ГЕОАРХЕОЛОГИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. АНТРОПОЛОГИЯ»
«BULLETIN OF THE IRKUTSK STATE UNIVERSITY. GEOARCHAEOLOGY, ETHNOLOGY, AND ANTHROPOLOGY SERIES»
ISSN 2227-2380 (Print)

Список выпусков > Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2023. Том 45

Мифологическая анатомия в контексте социального устройства кочевого социума (на примере тюркских и монгольских народов Внутренней Азии)

Полная версия (русская)

Автор(ы)
М. М. Содномпилова
Аннотация
Осмысливаются родство и свойство в контексте анатомических органов человеческого тела. Отмечается, что огромное значение антропоморфная модель имела в осмыслении мироустройства, структуры социума и его функционировании в культуре тюрко-монгольских народов Внутренней Азии. Исследуются значения и функции главным образом внутренних органов и биологических жидкостей человеческого организма в системе социальной структуры кочевого общества, взаимодействия его членов. Особо в данном контексте выделяется печень, которая обладает обширным перечнем значений социального характера в кочевой культуре.
Об авторах
Содномпилова Марина Михайловна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, отдел истории, этнологии и социологии, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН; Россия, 670047, г. Улан-Удэ, ул. Сахъяновой, 6, e-mail: sodnompilova@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Содномпилова М. М. Мифологическая анатомия в контексте социального устройства кочевого социума (на примере тюркских и монгольских народов Внутренней Азии) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. 2023. Т. 43. С. 109–124. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2023.45.109
Ключевые слова
Внутренняя Азия, тюрко-монгольские народы, социум, антропоморфная модель, печень, кровь, жизненная субстанция.
УДК
39(392+397)
DOI
https://doi.org/10.26516/2227-2380.2023.45.109
Литература

Айыжы Е. В., Монгуш А. М. Охотничьи традиции тувинцев: этнографический аспект // Oriental Studies. 2020. Т. 13, № 5. С. 1359–1370.

Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск : Наука, 1980. 315 с.

Алексеев Н. А. Медведь в жизни и фольклоре якутов // Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 60–65.

Басаева К. Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX – начало ХХ в.). Новосибирск : Наука, 1980. 223 с.

Батьянова Е. П. Род и община у телеутов в XIX – начале XXI. М. : Наука, 2007. 395 с.

Большой академический монгольско-русский словарь / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М. : Academia, 2002. Т. 4. 506 с.

Будаев Ц. Б. Пословица не мимо молвится. Словарь бурятско-русских адекватных пословиц и поговорок. Бурятские загадки. Улан-Удэ : Бурят. кн. издво, 1988. 192 с.

Бурятские народные сказки. Волшебно-фантастические / отв. ред. Е. В. Баранникова; сост.: Е. В. Баранникова, С. С. Бардаханова, В. Ш. Гунгаров. УланУдэ : Бурят. кн. изд-во, 1973. 461 с.

Бурятско-русский словарь / сост. К. М. Черемисов. М. : Сов. энцикл., 1973. 803 с.

Бутанаев В. Я. Традиционная пища хакасов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск, 1993. С. 150– 169.

Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан : Хакас. кн. изд-во, 1996. 224 с.

Бутанаев В. Я. Хакасско-русский историко-этнографический словарь. Абакан : Хакасия, 1999. 240 с.

Бутанаев В. Я. Медведь по воззрениям хакасов // Медведь в древних и современных культурах Сибири. Новосибирск, 2000. С. 65–68.

Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан : Изд-во Хакас. гос. ун-та, 2005. 196 с.

Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. М. : Наука, 1980. 223 с.

Галданова Г. Р. Ритуальная пища монгольских народов // Из истории хозяйства и материальной культуры тюрко-монгольских народов. Новосибирск, 1993. С. 141–150.

Древнетюркский словарь / ред. В. М. Наделяев, Д. М. Насилов, Э. Р. Тенишев, А. М. Щербак. Л. : Наука, 1969. 676 с.

Дулов В. И. Пережитки общинно-родового строя и родового быта у тувинцев в XIX – начале XX (до 1917 г.) // Советская этнография. 1951. Вып. 4. С. 57–76.

Дыренкова Н. П. Род, классификационная система родства и брачные нормы у алтайцев и телеут // Материалы по свадьбе и семейно-родовому строю народов СССР. Л., 1926. С. 247–259.

Дыренкова Н. П. Пережитки материнского рода у алтайских тюрков. Авункулат // Советская этнография. 1937. № 4. С. 18–45.

Дьяконова В. П. Детство в традиционной культуре тувинцев и теленгитов // Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. С. 152–186.

Жамбалова С. Г. Традиционная охота бурят. Новосибирск : Наука, 1991. 175 с.

Калмыки / отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М. : Наука, 2010. 568 с.

Кармышева Б. Х. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды и верования и культы народов Средней Азии. М., 1986. С. 139–182.

Кисель В. А. Поездка за красной солью. Погребальные обряды Тувы XVIII – начало XXI в. СПб. : Наука, 2009. 142 с.

Козин С.М. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. под названием Mongγol–un Niγuča Tobčiyan. Юань Чао Би Ши. Монгольский обыденный сборник. М. ; Л. : Изд-во АН СССР, 1941. Т. I. 620 с.

Линховоин Л. Заметки о дореволюционном быте агинских бурят. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во,1972. 100 с.

Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографические очерки (конец XIX – начало XX в.). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 178 с.

Мазалова Н. Е. Человек в традиционных соматических представлениях русских. СПб. : Петербургское востоковедение, 2001. 192 с.

Монгол Улсын угсаатны зүй. Ойрадын угсаатны зүй (XIX–XX зууны зааг үе). Улаанбаатар : Монсудар. II боть, 2012. 534 с.

Мэнэс Г. О семантике теонима «Ульген» // Исследования по исторической этнографии монгольских народов. Улан-Удэ, 1986. С. 93–101.

Небесная дева-лебедь. Бурятские сказки, предания и легенды / сост. И. Е. Тугутов, А. И. Тугутов. Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1992. 368 с.

Очир А., Галданова Г. Р. Свадебная обрядность баятов МНР // Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск, 1992. С. 24–56.

Пивоева М. В. Мифология крови // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2009. № 5. С. 38–41.

Потанин Г. Н. Культ сына неба в Северной Азии: материалы к турко-монгольской мифологии. Томск : Изд. А. М. Григорьевой, 1916. 129 с.

Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М. : Наука, 1969. 401 с.

Пюрбеев Г. Ц. Толковый словарь традиционного быта калмыков. Элиста : Калмыц. кн. изд-во, 1996. 176 с.

Савчук В. В. Кровь и культура. СПб. : Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1995. 180 с.

Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск : Наука, 1990. 209 с.

Содномпилова М. М. Зооморфный код в моделировании социокультурного пространства в традиции монгольских народов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 20. С. 298–307.

Содномпилова М. М. Между медициной и магией: практики народной медицины в культуре монгольских народов (XVII–XIX вв.). М. : Наука : Вост. лит., 2019. 205 с.

Содномпилова М. М., Нанзатов Б. З. «Костная» версия антропоморфной модели в традиционном мировоззрении тюрко-монголов Внутренней Азии: образы, значение, функции // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 4 (51). С. 207–217.

Соловьева А. А. Многоликий демон: образы демонологических персонажей в фольклоре Китая и Монголии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 1. С. 28–36.

Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Лексика / отв. ред. Э. Р. Тенишев. М. : Наука, 1997. 800 с.

Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка / отв. ред. Э. Р. Тенишев, А. В. Дыбо. М. : Наука, 2006. 908 с.

Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова. Новосибирск : Наука, 1989. 243 с.

Фиельструп Ф. А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века. М. : Наука, 2002. 298 с.

Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1958. Т. I. 550 с.

Хаптаев П. Т. Материалы по устному народному творчеству верхоленских бурят // Этнографический сборник. Улан-Удэ, 1961. Вып. 2. С. 98–105.

Челпакова Ж. М., Давлетбаков А. Т., Кустарёва Л. А. Животный мир Кыргызстана. Бишкек : Аль Салам, 2011. 264 с.

Шаханова Н. Ж. Символические аспекты традиционной свадебной трапезы казахов // Этнографическое изучение знаковых средств культур. Л., 1989. С. 176–189.

Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойратмонголов (конец XIX – начало XX в.). Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 196 с.

Юдахин К. К. Киргизско-русский словарь. М. : Сов. энцикл., 1985. Кн. 1. 503 с.

Kotwicz W. Contribution à ľhistoire de ľAsie Centrale // Rocznik Orientalistyczny. 1949. Vol. 15, pp. 159–195.

Kováč M., Podolinská T. Maya female taboo: Menstruation and pregnancy in Lacandon daily life // Contributions in new world archaeology. Weaving Histories: Women in Mesoamerican Culture. Society and Politics. Volume 11. Kraków, 2017. P. 143–149.

Rintschen B. Zum Kult Tschinggis-Khans bei den Mongolen // Opuscula Ethnologica Memoriae Ludovici Birö Sacra. Budapest, Hummel S., 1959. P. 9–22.

Roux J.-P. La mort chez les peoples altaïques ansiens et médiévaux d’apres les documents écrits. Paris : Adrien-Maisonneuve, 1963. 215 p.