«ИЗВЕСТИЯ ИРКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА». СЕРИЯ «ГЕОАРХЕОЛОГИЯ. ЭТНОЛОГИЯ. АНТРОПОЛОГИЯ»
«BULLETIN OF THE IRKUTSK STATE UNIVERSITY. GEOARCHAEOLOGY, ETHNOLOGY, AND ANTHROPOLOGY SERIES»
ISSN 2227-2380 (Print)

Список выпусков > Серия «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2023. Том 46

Сайтинские боги в шаманизме бурят: семантика образов и функции

Полная версия (русская)

Автор(ы)
Н. Б. Дашиева
Аннотация
Проведен структурно-функциональный и культурно-семантический анализ теонимов пантеона сайтинских богов в бурятском шаманизме. Показано, что их образы являют собой персонификации шаманского экстаза, серебра как металла, входящего в сакральную сферу белого шаманства, процесса призываний богов и духов-предков посредством песнопений, ритуального плаща шамана, а также обряда жертвоприношений и его атрибутов. Выявлена семантика функций мифологических первопредков бурятского племени хори, представленных в пантеоне сайтинских богов как духи-посредники между земными людьми и небесными белыми божествами. Рассмотрена их обусловленность общим мировоззренческим пластом в картине мира, сюжетах космогонических мифов и космологических представлениях тюрко-монгольских народов Южной Сибири и Центральной Азии, восходящих к эпохе скифо-сибирского культурного единства.
Об авторах
Дашиева Надежда Базаржаповна, доктор исторических наук, профессор, заведующий научно-исследовательской лабораторией истории и теории культуры, Восточно-Сибирский, государственный институт культуры; Россия, 670031, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 1, e-mail: dashieva-n@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Дашиева Н. Б. Сайтинские боги в шаманизме бурят: семантика образов и функции // Известия Иркутского государственного университета. Серия Геоархеология. Этнология. Антропология. 2023. Т. 46. С. 55–64. https://doi.org/10.26516/2227-2380.2023.46.55
Ключевые слова
белое шаманство, тюрко-монгольские народы, искусство звериного стиля, олень-солнце, скифо-сибирское культурное единство.
УДК
39(=512.31)
DOI
https://doi.org/10.26516/2227-2380.2023.46.55
Литература

Балдаев С. П. Культ писаниц у западных бурят // Записки Бурят-Монгольского научно-исследовательского института культуры. Улан-Удэ, 1956. Вып. 22. С. 83–88.

Балдаев С. П. Родословные предания и легенды бурят. Часть первая. Булагаты и эхириты. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1970. 363 с.

Бурыкин А. А. Лебеди и журавли в фольклоре калмыков, других монголоязычных народов и народов Азии // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Серия Эпосоведение. 2020. № 3 (19). С. 5–13.

Сайтинские боги в шаманизме бурят: семантика образов и функции 63 Бурят-монгольско-русский словарь / сост. К. М. Черемисов. М. : Гос. изд-во иностр. и нац. словарей, 1951. 852 с.

Дашиева Н. Б. Образ оленя-солнца и этноним бурятского племени Хори // Oriental Studies. 2020. Т. 13, № 4. С. 941–950. https://doi.org/10.22162/2619-0990-2020-50-4-941-950

Дашиева Н. Б. Генеалогический миф бурят племени Хори: календарь и обряд // Научный диалог. 2021.№ 3. С. 363–379. DOI: 10.24224/2227-1295-2021-3-363-379.

Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М. : Наука, 1991. 300 с.

Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903–1907 гг. УланУдэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 380 с.

Жамцарано Ц. Избранные труды. Улан-Удэ ; Агинское : Республиканская типография, 2021. 160 с.

Зориктуев Б. Р. О малоизвестных аспектах этнической истории хори // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2018. № 4 (34). С. 127–132. https://doi.org/10.24224 2227-1295-2020-5-393-423

Зориктуев Б. Р. Наян-Нава и проблема этногенеза бурятской племенной общности Хори // Научный диалог. 2020. № 5. С. 393–423.

Иванов С. В. К семантике изображений на старинных бурятских онгонах // Сборник музея антропологии и этнографии. 1957. Т. 17. С. 95–150.

Михайлов Т. М. О сайтинских божествах в шаманской религии бурят // Этнические и историкокультурные связи монгольских народов. Улан-Удэ, 1983. С. 114–126.

Новгородова Э. А. Древняя Монголия (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М. : Наука. Гл. ред. вост. лит., 1989. 383 с.

Окладников А. П. Петроглифы Байкала – памятники древней культуры народов Сибири. Новосибирск : Наука, 1974. 124 с.

Павлинская Л. Р. Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов // Материальная и духовная культура народов Сибири. Л., 1988. Т. 42. С. 71–85. (Сборник Музея антропологии и этнографии).

Рерих Ю. Н. Звериный стиль у кочевников Тибета // Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы. Самара, 1999а. С. 29–50.

Рерих Ю. Н. Кочевые племена Тибета // Тибет и Центральная Азия : статьи, лекции, переводы. Самара, 1999б. С. 88–94.

Румянцев Г. Н. Происхождение хоринских бурят. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1962. 265 с.

Топоров В. Н. Гора // Мифы народов мира. М., 1991. Т. I. С. 311–315.

Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1958. Т. 1. 550 с.

Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ : Бурят. кн. изд-во, 1959. Т. 2. 443 с.